Домой / Life / Сегодня день святого Власа: почему надо бить мужа в этот праздник

Сегодня день святого Власа: почему надо бить мужа в этот праздник

Сегодня день святого Власа: почему надо бить мужа в этот праздник

24 февраля украинцы почитают память святого мученика Власа. Корни современного праздника уходят в древнее язычество.

Мы расскажем о традициях и истории праздника.

Влас – покровитель скотины и при чем тут Велес

Наши предки считали День Власа – праздником “худоби”, а святого Власа, как и Юрия, покровителем всего домашнего скота, особенно коров. Почему так сложилось? Разгадка кроется в древнеславянских божествах Велесе и Марене-зиме.

24 февраля (по новому стилю) считался днем, который знаменовал середину Зимы (ранее у наших предков было только два сезона – Зима и Лето, – ред.). Считалось, что в этот день Велес расхаживал лесами и играл на своей дудочке, чтобы развеселить людей. А вот Марена, которую отождествляли с Зимой, ходила и напускала всюду мороз, желая погубить домашний скот, насылала смерть на коров, которых так любил Велес.

С приходом христианства, Велеса заменили Власом. Согласно житию, во время гонений на христиан при римском императоре Лицинии, святой Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. Мотив покровительства скоту отражён в иконографии святого Власия. Его иногда изображали на белом коне в окружении лошадей, коров и овец или только рогатого скота. В славянской народной традиции святого Власия звали “коровьим богом”, а день его памяти — “коровьим праздником”.

В славянской народной традиции считалось, что Влас “отмыкает у коров молоко” в конце зимы.

Власию молятся не только владельцы скотины, но и те, у кого проблемы с горлом и гортанью. Каменщики считают своим покровителем этого святого и возносят ему молитвы.

Традиции Дня святого Власа

Специально для домашней живности — кур, гусей, коров, свиней, лошадей и овец — хозяйки выпекали хлеб. Утром раскладывали кусочки хлеба по кормушкам, кропили животных и птицу святой водой и говорили им добрые слова.

В этот день крестьяне служили по дворам молебны, вносили образ святого в конюшню или загон, где стоял скот, кропили скот святой водой и окуривали ладаном – “чтобы скот хорошо плодился и не болел”.

Как первый раз весной выгоняли скот в поле пастись, то служили молебен не только святому Юрию, но и Святому Власу.

Молодые женщины в этот день ходили в “шинок” и обильно выпивали, чтобы “коровы были ласковы”, а затем били своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы “волы были послушные”.

Раньше считалось, что ведьмы постоянно насылают на коров смерть и отбирают все молоко. Женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили.

Также в этот день наши предки устраивали бои Марены с Велесом, где, конечно же, побеждал защитник животных, а вот Марену топили в реке или сжигали. Гуляния заканчивались ритуальным обедом без говядины.

Считалось, что “власовы морозы” – последние в новом году.